Практическое руководство по рисунку и живописи


Краткий справочник художественных терминов - часть 6


ИДЕЯ (греч. — понятие, представление) — основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА — живопись, графика (см.), скульптура. К ним относят также и декоративно-прикладное искусство (см.). Все они отражают действительность в зрительных наглядных образах. И. и. иногда называют пространственными, так как они воссоздают видимые формы в реальном или условном пространстве. В отличие от искусств временных (музыки, театра, кино), в которых действие развивается во времени, в произведениях И. и. в каждом конкретном случае возможно изображение лишь одного определенного момента. Еще начиная с древности художники стремятся преодолеть ограниченность И. и. в этом отношении (например, изображая в одной картине одновременно несколько эпизодов из жизни какого-либо лица). Сюда же относятся «клейма» в иконах, триптихи, показ различных моментов одного движения у нескольких фигур или динамичность (см.) композиционного построения. При достаточном мастерстве художнику удается, даже передавая один момент, дать представление о том, что было раньше и что произойдет позже. В каждом из видов И. и. имеются присущие только ему одному художественные средства (см.).

ИЛЛЮЗОРНОСТЬ (лат. — заблуждение) — сходство изображения с натурой, граничащее с обманом зрения. Иногда используется как художественный прием. Например, в монументальных росписях потолков и стен для создания впечатления большей глубины пространства или более значительных размеров помещения. Нередко иллюзорность проявляется в необычайно точной передаче материальных качеств предметов. Вследствие иллюзорности может быть утрачена художественная выразительность произведения и глубина его содержания. Это бывает в тех случаях, когда в произведении, достаточно серьезном и глубоком по замыслу, стремление к внешнему сходству заслоняет главное.

ИЛЛЮСТРАТИВНОСТЬ (лат.) — неглубокое, поверхностное или одностороннее отражение действительности в искусстве, передача чисто внешних черт явления без проникновения в его суть.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -