Практическое руководство по рисунку и живописи


О перспективе - часть 3


Когда же изображают не широкую панораму местности, а небольшой уголок помещения или даже часть его, натюрморта, то и линию горизонта, и «линии схода» краев форм, сужающиеся для нашего глаза, не всегда могут найти в пределах листа. В натюрморте Н. Щеглова, например, линия горизонта находится за пределом рисунка, однако направление краев передано столь убедительно. Как это достигается?

Н. Щеглов Натюрморт. 1969. Б., кар.

Тренированный глаз художника способен верно определить перспективные сокращения форм без каких-либо вспомогательных приемов построения перспективы. Более того, художники остро чувствуют, что самый точный перспективный чертеж схематичен, далеко не соответствует рисунку на глаз, тому, что по замыслу должно получаться. Поэтому и перспективу мастера передают на глаз, а если в больших полотнах и вынуждены прибегать к построению перспективы, то умело вносят различные поправки в направление линий схода и даже находят свои способы решения перспективы.

Чтобы начинающим художникам развить чувство перспективы, надо больше наблюдать, сравнивать, сопоставлять перспективные изменения форм. Сопоставление уходящих вдаль линий с горизонтальными линиями облегчает поиски верного направления линий рисунка. Заштриховывание всей грани предметов, стены комнаты, поверхностей форм тоже помогает верному определению перспективного сокращения этих форм. Но было бы ошибкой прибегать к прочерчиванию линий схода на рисунке по линейке. Это сразу мертвит рисунок! Да и какого же размера листы-простыни надо было бы подложить, например, под рисунок А. Дейнеки, чтобы «проверить» в нем перспективу?! Здесь линия горизонта оказалась вообще за пределами поля зрения, зато с этой высокой точки зрения открылось взгляду своеобразие движения каждой фигуры и ритмическая плавность общего потока скользящих на льду конькобежцев.

Люди издавна замечали перспективные явления, но в старинных росписях, фресках, иконах и рисунках в рукописях развертывали изображение на плоскости, стремясь показать фигуры во всей их значимости (выделяли главных персонажей во весь рост и крупнее остальных фигур).


- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин