Практическое руководство по рисунку и живописи


О работах ваших товарищей - часть 3


Точность эта, впрочем, не анатомическая. Селиванов, конечно же, не знаток анатомии. Его лепка основана не на знании закономерного расположения костей и мышц под кожей, а на органическом ощущении круглоты и весомости, физической ощутимости объема. Его мир монументален и статичен, фигуры развернуты фронтально - даже быка или курицу он рисует строго в фас, неподвижно-величественными в своей пластической завершенности».

Иван Егорович Селиванов вырос в глухом сельце на Севере, под Вологдой. С детства он видел чудесную резьбу по дереву — наличники на окнах изб, узоры прялок, ковшей, самодельную крестьянскую мебель. Любовь к дереву и особое понимание его фактуры, его сдержанного теплого колорита — все это нашло отражение в характере рисунков и живописи художника. К творчеству Иван Егорович пришел сложившимся и многое испытавшим в жизни человеком, а учиться начал в ЗНУИ уже в немолодые годы.

О произведении другого самобытного художника — П. Кудрявцева — пишет журнал «Декоративное искусство»: «Автор картины «В школу» П. Кудрявцев дает пример органической связи лубка и классической картины XIX века, статики и наивности. Авторская просветленность мировосприятия передана средствами простыми и бесхитростными. Все тут, как в лубочной картинке: фронтальность расположения горницы, четкая гравюрная графичность половиц, обязательная печь, а на полу на первом плане непременная кошка, свернувшаяся в клубочек. И сцена нехитрая: мать провожает сына в школу, двое малышей склонились над букварем, на стене большой портрет улыбающегося Ильича….

Обратите внимание, как хорошо отвечает колорит картины теплоте этой жанровой сцены. Как угаданы ласковый, заботливый жест матери и едва заметное движение мальчика, стоящего у двери.

Картина тщательно выписана в деталях. Видно, что художник любит подробности, без которых не мыслит изображения близкой ему жизни. Но он хорошо чувствует соотношения всех деталей в общей композиции своего полотна: узор платья матери и мелочи в одежде ребенка изображены четко и подробно, а узор обоев намечен мягко, приглушены полутенью бревна в углу комнаты; сравните скульптурную плотную лепку главных фигур, ясно выделяющихся на фоне светлой печки, и легкую воздушность фигур второго плана.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -