Практическое руководство по рисунку и живописи


РИСУНОК


Что такое лист? Это не просто бумага. Это пространство. Это, если хотите, космос, в котором вот-вот возникнет новая звезда — произведение искусства. Особый мир, какого нет в природе: он создается человеком, творцом, художником. И в нем сталкиваются и отражаются природа и внутренний, душевный мир художника, его жизненный опыт и мастерство. По рисунку можно не только определить то, что на нем изображено, но и узнать автора, кто он такой, что его волнует, что будоражит его ум.

Поэтому организация листа, или компоновка — дело первостепенно важное и непреложное.

Даже беглый набросок надо продуманно вписывать в лист, надо учиться «провидеть» на чистом листе будущий рисунок, как бы воочию его представлять. Но начинающие спешат рисовать, не задумываясь, что же выйдет. Поэтому и получаются в их рисунках казусы. Например, на одном рисунке сосна расположена поперек листа, поэтому характерная устремленность линий дерева вверх пресечена краем его. На другом наброске вокруг деревьев и изображенных за ними домов оставлены огромные поля фона. Пейзаж стал похож на крохотный макетик с игрушечными домиками и хилыми деревцами.

Некоторые из вас и не подозревают, что непродуманная компоновка может так исказить образ натуры.

А вот посмотрите, какую стройность и завершенность приобретают самые незатейливые рисунки, в которых мастерски решена, продуманно построена плоскость листа. В рисунке Н. Купреянова «Зима в Селище» найдены соотношения черных и серых пятен на белом фоне. Черные пятна построек, фигур размеренно чередуются с серыми, образуя плавное полукружие, как бы замыкая тихий дворик, на котором все заняты своими обыденными делами. Но «количество» черного и серого здесь определено так точно, что ощущение белизны свежего, наверное, в ночь выпавшего снега, ощущение той просветленности, которая радует в начале зимы, затишье после снегопада выражены живо, ясно, доходчиво.

Н. Купреянов «Зима в Селище»

Рисунок и картина (появившаяся вслед за ним) художника А. Никича тоже свидетельствует о том, как обычная утварь и принадлежности ремесла живописца с помощью продуманной композиции листа превратилась в «Торжественный натюрморт».


- Начало -  - Назад -  - Вперед -