Практическое руководство по рисунку и живописи


Рисунок


Изображение на плоскости листа зависит от контраста черного и белого и от того, что мы принимаем за «выступающее» и за «отступающее» (фон). Это — одна из самых важных особенностей графики.

В рисунке — изображение гораздо богаче, сложнее. Но и здесь форма выявлена по существу теми же средствами — контрастом белого и черного. Фон изображает пространство — и только. Он подчинен характеру фигуры, служит ее изображению.

Так мы подошли к еще одному средству графики — абрису, или контуру.

На рисунке А. Матисса «Одевающаяся женщина» контур струится по форме, охватывая ее. Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника, принадлежит форме и строит ее.

А. Матисс «Одевающаяся женщина»

Рисунок В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной», тоже выполненный одной линией, сочетает в себе все качества контура и чуть ли не все возможности передавать объемность, красоту формы одной линией. Не зря такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела женщины и напоминая нам о том мире музыки и танца, в котором жила знаменитая балерина.

В. Серов «Портрет балерины Т. Карсавиной»

В линии заложены большие возможности рисунка. Посмотрите опять на рисунок Матисса и подумайте над словами его автора: «Путь к конечной цели идет не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью». Согласитесь, что мастер достиг этой цели и заслуженно мог сказать о своем рисунке: «Я не могу ничего ни прибавить к этой линии, ни отнять от нее».

Такова сила самых основных и предельно скупых средств рисунка, контраста черных и белых пятен, живой линии, штриха.

Линии и пятна на листе воспринимаются по-разному. Нанесите на лист бумаги мазок тушью или черной акварелью, и вы заметите, что пятно имеет свои «вес», оно приводит лист в движение, как доску качелей. С одной стороны, черное тяжелое пятно, а с другой — белое поле нетронутой бумаги. Что перевешивает? Всмотритесь, почувствуйте, в какую сторону накренился лист.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин