Практическое руководство по рисунку и живописи


Рисунок - часть 2


Вспышки света приковывают внимание к одухотворенному лицу Жорж Санд, словно на лету схватывают решительный жест ее руки, а широкий поток теней обрисовывает красивый профиль, придавая живость взгляду. Светотень почти скульптурно лепит форму головы, отсекая уходящие вдаль грани, искрясь ярким светом на выпуклостях. Падающая тень увела правую руку в глубину пространства, подчеркнув движение левой. Живой ритм светлых и темных пятен вновь и вновь заставляет всмотреться в лицо писательницы, которая вовсе не позирует, а увлеченно говорит с собеседниками. И по упрямому наклону головы, по отстраняющему жесту ее руки можно догадаться, что идет спор, в котором она отстаивает свои взгляды не менее страстно, чем автор портрета. В этом убеждают мощные аккорды темного и светлого.

«Портрет Жорж Санд»

С потрясающей силой вылеплены формы и в рисунках Делакруа («Портрет Жорж Санд», «Львы»).

«Львы»

Вновь посмотрите уже знакомый вам портрет Эзопа работы Веласкеса. Здесь то же боковое освещение играет большую роль в лепке формы, но оно подчинено более мягкой, серебристой тональности. Контрасты света и тени не имеют большой силы, и в свету различимы мягкие переходы рельефа.

Освещение может изменить предмет до неузнаваемости. Вообще свет нередко подчеркивает характерные черты модели или же представляет ее в самом неожиданном облике.

В рисунке Рембрандта «Женщина со свечой» освещение снизу утрировало расползающиеся черты лица полной, обрюзгшей женщины.

В портрете «Титуса с книгой» отраженный от страниц книги свет придает озаренность лицу мальчика. Это лицо наполнено внутренним светом мысли, восторга от чтения.

Уже немногие примеры показывают, какие богатейшие возможности таятся в образном решении светотени, дающей разнообразные средства и для более убедительной, «выпуклой» обрисовки формы и для привлечения внимания зрителя к особенностям натуры, к выражению творческой позиции самого художника.

Когда великий Рембрандт, непревзойденный мастер светотени, хотел показать в «Блудном сыне» внутреннее прозрение старца отца и духовную слепоту его неудачливого отпрыска, он направил луч света на сократовский лоб и лицо старика, а голову коленопреклоненного юноши погрузил в тень.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -