Практическое руководство по рисунку и живописи



Рисунок - часть 4


Это прекрасный пример того, как художник в изображении предметов показывает не только их внешний вид, а нечто гораздо большее — сложный мир переживаний человека.

Такое отношение к «предметному миру» очень характерно для художников. В повести В. Каверина «Перед зеркалом» художница Елизавета Тураева говорит: «Все одушевлено, любой предмет, который ты пишешь, — все равно, человек это или корыто, — и надо писать так, чтобы ему некуда было деваться, чтобы он почувствовал, что подмечен глазом художника и, стало быть, открыт для него».

И разве не раскрывает сложный и противоречивый мир художника рисунок В. Вакидина «Книжный шкаф»? Красноречивы детали: репродукции, книги, планшет с листом ватмана. Все эти предметы воспринимаются как часть жизни художника. И шкаф словно одушевлен, словно стал «домочадцем», без которого нельзя себе представить этот угол рабочей.

В. Вакидин «Книжный шкаф»

И когда художник М. Смирнов вводит хозяйку в круг привычных для нее предметов обстановки, то получается своеобразный «коллективный портрет» (М. Смирнов «Хозяйка»).

М. Смирнов «Хозяйка»

Или посмотрите гравюру Г. Захарова «Марксистская улица». Улицы Москвы у него изображены вовсе не по строгой перспективной схеме, а так, как они видны человеку, быстро идущему почти вплотную к стенам домов, как представился художнику образ ночной тишины, тьмы, раздвигаемой вспышками фар и полосами качающихся фонарей на столбах. Разве можно тут говорить, что конструкция «искажена»?

Г. Захарова «Марксистская улица»

«Изображать предметы такими, какими есть на самом деле и какими кажутся глазу нашему», — в этой формуле И. Чистяков выразил суть конструктивного метода рисунка.

Следовательно, на пути к художественному образу строгое построение формы является необходимым и важным этапом. Но только к этому сводить всю свою задачу нельзя. Точно строится форма в техническом рисунке. При определенном навыке овладеть этим может любой инженер, чертежник, оформитель. Художнику важно постичь большее, убедительно передать свою тему средствами пластики, средствами образного решения рисунка.




Содержание  Назад  Вперед