Практическое руководство по рисунку и живописи



Живая душа художника - часть 4


Понятие жанра относится, главным образом, к станковой живописи.

Но границы жанров условны, некоторые жанры отмирают (например, мифологический). Возникают новые — архитектурный пейзаж (как разновидность пейзажного жанра). Возможны жанры, как бы объединяющие два его вида: бытовой и пейзажный, портретный и исторический и т. п. В истории искусства термин «жанр» часто означает сокращенное название «бытового жанра».

Есть мастера, которые одинаково успешно работают в разных жанрах. Например, Рембрандт, Веласкес, Рубенс оставили нам шедевры портретного жанра, замечательные композиции на библейские и мифологические сюжеты, картины бытового жанра, рисующие жизнь современников. Делакруа был мастером и исторического и портретного жанров. В русском искусстве многообразно по жанрам творчество Репина, Крамского, Врубеля, Серова, а в советской живописи — творчество Петрова-Водкина, Дейнеки, Кончаловского, многих художников молодого поколения. Но есть замечательные мастера, работающие всю жизнь преимущественно в одном каком-нибудь жанре. Например, ряд голландских художников XVII века изображали, главным образом, натюрморты, и голландский натюрморт вошел в историю искусства. О Шардене мы говорим, прежде всего, как о мастере натюрморта. Можно назвать имена знаменитых пейзажистов: Констебль, Коро, Моне, Левитан. Картины и рисунки прекрасного русского художника Федотова принадлежат к бытовому жанру. Прославились бытовыми жанровыми полотнами Перов, В. Маковский, Прянишников, Ярошенко.

Все многообразные виды и жанры искусства объединяет одна особенность: они связаны со зрительно-правдоподобным отражением действительности. Не вытекает ли из этого, что настоящее мастерство заключается в таком изображении, в котором достигается наиболее точная копия натуры?

Многие начинающие художники ставят себе именно эту цель: «хочу научиться все изображать, как живое!». А слово «живое» не однозначно. Этим словом определяют реалистическую убедительность произведения, его эмоциональную «заразительность».


Содержание  Назад  Вперед