Практическое руководство по рисунку и живописи



Живопись


Всмотритесь еще внимательнее в натюрморт художника Н. Щеглова. Постановка его явно подсказана разнообразием силуэтов и пропорций предметов, утвари. И поэтому он так организован и решен в листе, чтобы эти особенности формы четко выявились, а группа предметов составляла красивую и ритмичную композицию.

Н. Щеглов

На темном фоне светлые силуэты сосудов выделяются во всей своей разумной, целесообразной и пластически выразительной красоте. В натуре нередки мотивы, отличающиеся целостностью силуэта. Так издали виден город; зубчатой грядой встает лес; слитно смотрится приближающаяся толпа. Художник Щеглов увидел и нашел средство передать подобную слаженность и ритмичность форм. Надо учиться этому с первых шагов в рисунке!

Поиски целостности начинаются в работе уже над самой постановкой натюрморта. Можно догадаться, как художник подбирал и переставлял эти бутылки, банки, кружку, пакет, чтобы найти общий интересный силуэт, а в нем необходимые «заслоны» предмета предметом, паузы между двумя или тремя предметами. Не будь этого, не было бы и ритмичности, и красивой связи форм, и разнообразия в общем единстве.

Обратите внимание и на то, что объемность предметов передана очень тактично. Постановка примечательна характерностью силуэтов и ритмическим чередованием высоких и более низких форм, разнообразием общих пропорций и их ролью в целостной группировке натюрморта.

Иначе с предельной вещественностью изобразил предметы в натюрморте художник А. Мордвинов. И не случайно название — «Обманка»! Но и его работа не свелась к иллюзорной механической передаче внешнего вида предметов и копирования натуры. Благодаря изяществу композиции и гармоничности построения плоскости холста натюрморт «Обманка» приобрел художественность, эстетическую значимость.

Как бы ни изображались формы в этих произведениях (силуэтом или более объемно), изобразительная плоскость решена бережно. Из нее не «выскакивает», не «выпучивается» форма какого-либо сосуда или барельефа, подрамника.

В скульптуре (барельефе, горельефе) закономерна лепка выпуклостями и провалами в плоскости камня или гипса.


Содержание  Назад  Вперед