Практическое руководство по рисунку и живописи



Живопись - часть 2


Зрительные впечатления писателя отчетливы, как у живописца. Он рассказывает, как от зари до позднего вечера бродил с ружьем за плечами. Ранним утром — «зеленой чертой ложится след ваших ног на побелевшей траве»; днем — «кусты раскаляются и словно желтеют на солнце»; вечером — «вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоком жидкого золота». А ближе к ночи — «Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? — пожар? Нет, это всходит луна…» Пар, «теплый на вид», — это точное определение качественного своеобразия цвета. Кусты — то «словно желтеют», то «черные», поляны — то облиты «потоком жидкого золота», то «алые», цветовой образ меняется, и этим передается состояние природы.

Может быть, вам еще не приходилось с кистью в руке изучать видимые преображения цвета в пейзаже, но наблюдать, наверное, приходилось. И не только в пейзаже.

Вот солнечный луч осветил кусок подоконника, попал на стол, яркой полоской загорелся на полу, на стене вашей комнаты. Как он ярок по сравнению с остальным! Посмотрите и сравните кусок пола или стены, куда попал луч, с менее освещенными участками. Конечно, сразу видно — там светлее, а здесь темнее. Продолжая наблюдения, вы увидите, как возникает не только тональный (светлее и темнее), но и цветовой контраст. Цвет на свету, предположим, ваших обоев или пола выглядит иным, чем в тени. Кажется, что там другой цвет. И с этим нельзя не считаться живописцу.

А цвет вашей комнаты и предметов — не меняется ли он при естественном и при электрическом освещении? Многие, и особенно женщины, наверное, прикидывали, выбирая обои, как они будут выглядеть днем и как — вечером.

Освещение открывает нам новые и неожиданные качества в цвете любой натуры… «Стоит человеку высунуть голову в окно, и он уже становится совсем другим, чем был, сидя в комнате; отсюда нелепость этюдов, сделанных в ателье и лишь передающих фальшивый цвет», — записал в своем «Дневнике» Эжен Делакруа. Наблюдая натуру, художник опровергает ложное представление о неизменности так называемого «телесного» тона тела.




Содержание  Назад  Вперед