Практическое руководство по рисунку и живописи



Живопись - часть 2


Нарушения целостности картинной плоскости, которые бывают в некоторых неумелых или натуралистических картинах, показывают лишь дурной вкус их авторов.

Рисовать надо так, чтобы сохранилось единство плоскости листа.

Сделайте постановку из разной утвари на темном или светлом фоне (в зависимости от характера выбранных предметов). Предметы выбирайте с таким расчетом, чтобы они интересно сочетались своими силуэтами. В процессе работы чаще отходите от своего рисунка и смотрите на него издали. «Чутье к непреложным законам композиции», о котором говорит Суриков, будет продолжать обостряться, если и в других рисунках вы будете обращать внимание на выразительную связь форм. Посмотрите рисунок Милле «Стрижка овец».

Милле «Стрижка овец».

Как пластично здесь «завязаны» все формы. Действительно, законы композиции есть, но их бессмысленно определять, трактовать в виде готовых решении. В том и суть творчества, что это всегда «езда в незнаемое», поиски нового, открытие ранее никем не замеченного. «Композиции именно нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное. Нельзя по закону сочинять когда угодно и что угодно», — говорил И. Крамской.

Выйдите с альбомом в руках на улицу, в сад или парк, за околицу села, за город. Посмотрите, как группируется молодая поросль около взрослых деревьев. Обратите внимание на характерные признаки силуэта каждой породы дерева и на силуэт всей картины. Это особенно заметно, когда перелесок виден на фоне светло-серого неба в «белый день», или против света; или на фоне свежего снега. Красивы группы эти, пожалуй, именно потому, что природа создала плавные и ритмичные переходы от высоких, занявший верхний ярус рослых деревьев, к притулившемуся внизу молодняку. Поскольку и тот тянется к солнцу, то между деревьями всегда есть закономерный, а потому красивый ритм. Общий силуэт зубчатый, узорный, как кружево, а тонкие березки, пробиваясь к свету, гибкими извилинами своих белых стволиков раздвигают массивные черные колонны елей, кленов и лип.

Отметьте для себя, что каждый силуэт имеет «вес»: темные ели тяжелы по сравнению с ажурными и гибкими березками, освещенная спереди группа предметов кажется легче, чем тот же мотив, но освещенный сзади.

Сама природа создает «постановки», только сумейте рассмотреть графическую основу каждого мотива, выразить его характер в целостном решении каждого листа.




Содержание  Назад  Вперед