Практическое руководство по рисунку и живописи



Живопись - часть 2


Рекомендуем в процессе работы над этюдом смелее, прямо цветом, то есть самой живописью, уточнять границы и взаиморасположение форм изображения. Если пишете несколько сеансов, то каждый раз в начале работы, прежде чем приступать к живописи, полезно как бы заново, «на свежий глаз», порисовать этюд, пользуясь, например, черной или коричневой краской (это, конечно, в основном относится к живописи маслом). Такое уточнение рисунка помогает дальнейшему уточнению цветовых отношений этюда.

в натюрморте К. Петрова-Водкина «Яблоко и вишня»

Обратите внимание, как по-разному трактуют художники в своих произведениях объемную форму натуры. Если, например, в натюрморте К. Петрова-Водкина «Яблоко и вишня» объем предметов лепится очень скульптурно, то в картине Н. Крымова «Желтый сарай» все формы (сарай, кроны деревьев, лошадь) строятся, скорее, как цветовые планы, а не как объемные рельефы.

Н. Крымова «Желтый сарай»

В натюрморте И. Машкова «Фрукты на блюде» объем апельсина почти не выражен, тогда как форма персиков вылеплена гораздо осязательнее. Следовательно, даже в одной и той же картине не обязательно все формы решать однозначно. Все зависит от принципа образного воплощения, который избрал художник для осуществления своего замысла.

И. Машков «Фрукты на блюде»

С этим же связаны и живописные приемы выражения формы и объема. Можно выявить объем предмета и его связь с пространственной средой посредством тонких цветовых переходов от света к тени, от выступающих участков поверхности к участкам, образующим поворот формы и т. д. Чем богаче градации цветовых оттенков, тем выразительнее получится изображение. Можно очень живо передать объем более обобщенной живописью, то есть показать конструкцию формы, светотень широкими цветовыми планами, резкими контрастами цветовых тонов. Можно даже работать совсем скупыми средствами, например, сочетанием пятен, выражающих общие массы всех форм изображения. Одним словом, здесь также нет «рецепта». Следует понять — не механическое раскрашивание, а острое ощущение характера форм и объемов натуры, наблюдение того, как они «устроены» и как воспринимаются в данных конкретных условиях, — вот что главное для художника, когда он пишет натуру.




Содержание  Назад  Вперед