Практическое руководство по рисунку и живописи



Живопись - часть 3


Вот что он рассказывает о своих наблюдениях над цветом и освещением: «Из моего окна я вижу обнаженного рабочего, настилавшего паркет в галерее. Сравнивая цвет его тела с известью наружной стены, замечаю, насколько сильно окрашены полутона тела по сравнению с неодушевленными предметами. То же самое наблюдал я третьего дня на площади Сен-Сюль-пис, где какой-то шалун вскарабкался на освещенные солнцем статуи вокруг фонтана: матовый оранжевый цвет в освещенных местах, очень яркий фиолетовый — в тени, и золотистые рефлексы — в теневых местах по соседству с землей. Оранжевый и фиолетовый попеременно преобладали или смешивались. Золотистый тон имел зеленый оттенок…» А полгода спустя снова запись: «…Припомнить эффекты света на шалунах, взобравшихся на статуи фонтана»…

Желание и умение смотреть на все взглядом художника открывает в самых обыкновенных явлениях много нового, относящегося к законам живописи. К этому должен стремиться и каждый начинающий живописец.

Влияние одного цвета на другой. Как сказочно выглядят созревшие красные яблоки в саду на фоне зелени! Сорвите одно, отнесите в комнату и положите его на оранжевую скатерть. Что произошло? Почему яблоко словно погасло, как бы утратив энергию своего цвета? Оранжевый — тоже яркий и близкий к красному цвет. Поэтому и впечатление другое. Зеленый подчеркивал яркость красного, а оранжевый — заглушил.

При взаимодействии одного цвета с другим кажется, что меняется не только степень яркости, но и характер цветового оттенка. Обратите внимание, например, на зеленую ветку на разных фонах. Чем холоднее фон, тем теплее выглядит цвет ветки. И наоборот, на теплом фоне зелень приобретает более холодный цвет. Ветка будет выглядеть по-разному — в комнате, на улице, на фоне синего неба или на желтой стене дома. Можно привести множество подобных примеров. Но мы хотим предоставить вам возможность самостоятельных наблюдений. Постепенно вы научитесь понимать, что говорит один цвет другому. И это составляет важнейшую особенность художественного зрения и вкуса.


Содержание  Назад  Вперед