Практическое руководство по рисунку и живописи



Живопись - часть 3


Как красиво выделяется силуэт лошади на переднем плане, не резко, а слитно с зеленью. Между цветом лошади и цветом травы почти нет тонального (светлотного) контраста, все держится на цветовом сочетании. А попробуйте закрыть рукой силуэт лошади — замечаете, что сразу пропадает ощущение переднего плана картины? Значит, художник поместил ее на переднем плане не случайно, тут необходим был цвет, который как бы отодвигал яркий сарай чуть в глубину картинной плоскости. Но вообще художник здесь не ставит перед собой цель создать иллюзию глубокой воздушной перспективы. Его больше интересует выразительная декоративность цветовых сочетаний больших планов картины. Поэтому цветовые соотношения он берет, главным образом, крупными плоскостями и передает все формы скорее силуэтно, а не как скульптурные объемы.

В целом художник нашел такую форму цветового построения своей картины, которая наиболее точно соответствовала творческому замыслу, — в этом и заключается секрет ее воздействия на зрителя.

Искусству живописи противопоказаны трафаретные, заученные способы решения цветовых отношений. Даже при беглом сопоставлении картины художника И. Грабаря «За самоваром» с «Желтым сараем» Крымова видно, что Грабарь строил цветовые отношения своего полотна совсем по-иному. И дело не только в том, что художники изображали разную натуру, но также и в том, что у каждого своя «живая душа художника».

И. Грабар «За самоваром»

Картина «За самоваром» вызывает настроение домашней теплоты, уюта сумерек. В свете гаснущего дня ярким огоньком вспыхивают тлеющие угольки в самоваре, мерцает посуда на столе, светится теплый тон лица девочки, сидящей за столом. Художник прекрасно разрешил сложные цветосветовые задачи сочетанием тончайших цветовых переходов. Техника письма несколько напоминает мозаику. Небольшие, преимущественно нанесенные густым слоем мазки, из которых как бы соткана вся работа, передают сложную игру рефлексов при вечереющем освещении, лепят формы, выявляют глубину пространства. Вся цветовая среда картинной плоскости создается переплетением разнообразных холодных и более теплых оттенков.


Содержание  Назад  Вперед