Практическое руководство по рисунку и живописи



Живопись - часть 4


Даже обыденный опыт свидетельствует о том же. Мы говорим: «этот цвет к лицу», «как красиво подобран букет» и т. п. Значит, наши зрительные впечатления не безразличны к взаимодействию цвета. Именно это и определяет наше отношение к нему, что особенно важно при занятиях живописью.

Воздушно-пространственная среда и цвет. Лес вдали. Кто не видел его то окутанным густой синевой, то серебристым или лиловым, то почти черным? И в любом случае, как не похож он на те же самые деревья, среди которых мы гуляем и собираем грибы. Цвет деревьев меняется, если мы отходим от них на значительное расстояние. Воздушно-пространственная среда вносит изменения в цвет уходящей вдаль дороги, поля — всего, что движется от нашего глаза в глубину. Там, где есть большая перспектива, когда ближний и удаленный планы разделяют значительное пространство, цветовые контрасты более явственны. Гораздо труднее, например, различить этот контраст, когда мы смотрим на передний и удаленный края поверхности стола. Но опыт сравнения помогает нашему глазу уловить и самые тонкие цветовые колебания. Все, что мы видим, любая форма воспринимается нами в связи с пространственной средой, и поэтому она также является тем реальным условием, от которого зависят зрительные впечатления.

Предлагаем вам несколько конкретных заданий.

1. Напишите этюды пейзажа (лучше одного и того же) при разном освещении. Основная задача заключается в том, чтобы передать в каждом этюде определенное состояние освещения — солнце, пасмурно, день, вечер и т. п.

Больше наблюдайте, как характер освещения влияет на цвет. Смотрите, как выглядит при данном освещении, например, цвет стены дома, цвет дерева, цвет дороги, цвет земли. Какая разница по цвету между освещенными участками и теневыми, как меняется цвет от переднего плана к удаленному? Преодолевайте заученное представление о красках пейзажа. П. Чистяков говорил своим ученикам: «Взглянув, сразу не решайте — каков цвет, а окиньте взглядом все в целом, да посравнивайте цвет с цветом». Действительно, если вы не будете забывать постоянно во время работы сравнивать «цвет с цветом», то глаза ваши как бы раскроются заново.


Содержание  Назад  Вперед