Практическое руководство по рисунку и живописи



Живопись и рисунок - часть 4


Имея уже некоторый опыт работы и зная задачи не только этюдов, но и рисунков, вы и сами должны уже понимать справедливость сказанного. Наиболее удачными вашими рисунками стали те, которые сделаны в упоении замыслом и с неподдельной искренностью, на едином, как говорится, дыхании.

Вы знаете теперь о значении четко поставленной изобразительной задачи в выражении характера натуры, выразительном построении композиции.

Сказанное выше о выборе натуры и ее наблюдении, об определении главного, самого существенного, направляющего поиск изобразительных средств, в равной мере относится и к рисункам. Особенно четко надо продумывать свою позицию, свое отношение к действительности и конкретной натуре, приковавшей ваше внимание, когда собираетесь рисовать самостоятельно, без подсказки изобразительной задачи с нашей стороны.

Однако в работе над рисунком есть и некоторые особенности, которые вносят в решение названных задач определенную, свойственную только языку графики направленность. Мы имеем в виду то что называют условностью графических средств (с каждым разом становится и вам это яснее).

В натуре нет как таковых линий, свет порождает цвет, а не просто градации темного и светлого тона. Прав художник, говоривший, что «человеческое тело не заканчивается линиями…», и даже утверждавший, что «строго говоря, рисунка не существует! В природе, где все выпукло, нет линий: только моделированием создается рисунок…»

Рисуя, вы сознательно сосредоточивали свое внимание на форме, ее пластике и игре света и тени, выражая свои впечатления средствами графики: линией, тоном, пятном. Но в рисунке важно еще и то, каким материалом нанесены эти линии и пятна на лист бумаги, выполнена ли работа карандашом, углем, тушью, пером или кистью. Сделайте рисунки одного и того же мотива разными из известных вам материалами, и вы убедитесь, что тот же, например, пейзаж приобретает нечто новое в своей характеристике, так как определенные свойства материалов натолкнут вас не только на разные приемы работы, но и на различное восприятие самой натуры.


Содержание  Назад  Вперед