Цвет и цветовоспроизведение



Цвет и цветовоспроизведение - стр. 165


Например, в случае, когда желтое частичное изобра­жение содержит меньше краски, чем голубое, зеленые уча­стки оригинала получаются на репродукции сине-зелеными, а серые — синеватыми.

В основе представлений о балансе находится понятие о мере количества краски. Не установив указанную меру, нельзя сделать заключение о соотношении количеств кра­сок, например желтой и голубой. Если не установлена ме­ра, то непонятно, что означает «мало» желтой.

В теории цветовоспроизведения принято устанавливать количество краски по ее вкладу в образование нейтраль­ного по цвету поля. Краски, взятые в одинаковых количе­ствах, определяемых указанной мерой, дают при их трой­ном наложении (голубая + пурпурная + желтая) ахрома­тическое поле — серое или черное. Опыт показывает, что количества красок, сбалансированные «по серому», обеспе­чивают и правильное воспроизведение (при точном цветоде­лении) хроматических цветов. Аналогичный принцип ис­пользуется и при количественном выражении реакций цве-тоощущающих рецепторов глаза: если цвет ощущается как ахроматический, то реакции фоторецепторов считаются равными.

В черно-белой репродукции и, в частности, в фотогра­фии количество краски (например, металлического серебра) выражают через оптическую плотность почернения. Эта мера связана с концентрацией краски линейно, по закону Бугера—Ламберта—Бера, и в то же время служит мерой светлоты в соответствии с законом Вебера—Фехнера.

Сравнивать количества красок субтрактивного синтеза по их концентрации (поверхностной или объемной) не име­ет смысла прежде всего потому, что такая оценка учитывает удельную массу краски, которая не имеет отношения к цве­товоспроизведению. Тождественные по цветности краски могут обладать разными удельными показателями поглоще­ния к, или, как говорят, разной интенсивностью. Следова­тельно, взятые в одинаковых поверхностных- концентрациях сп они отражают излучения, вызывающие разные по уров­ню реакции рецепторов глаза.


Содержание  Назад  Вперед